Цилиндрические роликовые подшипники (роликоподшипники) предназначены для восприятия радиальных нагрузок. Они обладают значительно большей радиальной грузоподъемностью по сравнению с грузоподъемностью радиальных шарикоподшипников равных габаритных размеров, но по скоростным характеристикам несколько им уступают. Подшипники с цилиндрическими роликами очень чувствительны к перекосам внутренних колец относительно наружных, так как при перекосах возникает концентрация напряжений у краев ролика. Для снижения этих напряжений изготовляют подшипники специальных модификаций.
Однорядные подшипники основного типа имеют следующие конструктивные разновидности: без бортов на наружном кольце; с одним бортом на наружном кольце; без бортов на внутреннем кольце; с одним бортом на внутреннем кольце; с безбортовым внутренним кольцом и фасонным упорным кольцом; с одним бортом на внутреннем кольце и фасонным упорным кольцом; с одним бортом на внутреннем кольце и плоским упорным кольцом.
Существуют цилиндрические роликоподшипники в усиленном исполнении. У этих подшипников комплекты роликов рассчитаны и сконструированы таким образом, чтобы была обеспечена максимальная грузоподъемность.
Сепараторы. У однорядных подшипников с короткими цилиндрическими роликами сепараторы штампованные или массивные. Материал массивных сепараторов - сталь, латунь, бронза, алюминиевые сплавы. Центрируются массивные сепараторы обычно по двухбортовому кольцу.
Зазор подшипника
Однорядные цилиндрические роликоподшипники стандартного исполнения имеют нормальный радиальный зазор. Также существуют подшипники с дополнительным обозначением С3 (радиальный зазор больше, чем нормальный) или С4 (радиальный зазор больший, чем С3).
Самоустановка
Модифицированный линейный контакт между роликами и дорожками качения цилиндрических роликоподшипников препятствует возникновению кромочного напряжения и допускает определенную самоустановку.
Однорядные цилиндрические роликоподшипники разъемные. Это облегчает монтаж и демонтаж; оба кольца подшипников могут устанавливаться с натягом. Модифицированный линейный контакт между роликами и дорожками качения препятствует возникновению кромочного напряжения.