Подшипники – опорные ролики являются подшипниками качения с особо толстостенным наружным кольцом, воспринимающим тяжелые ударные нагрузки. Они представляют собой готовые к монтажу узлы и применяются
для всех типов транспортеров, конвейерных систем и т.п. Благодаря широкому разнообразию конструкций, применяемых для достижения различных целей, подшипниковые опорные ролики можно использовать в различных рабочих условиях для разных типов нагрузок. Они выпускаются с профильными или плоскими поверхностями обкатывания. Подшипники опорные ролики с профильными поверхностями качения следует использовать в условиях, где можно ожидать угловых рассогласований или там, где следует избегать кромочных напряжений.
В отличие от обычных подшипников качения, где наружное кольцо опирается по всей своей окружности на сопряженную поверхность отверстия в корпусе, внешнее кольцо опорного ролика имеет лишь небольшую площадь контакта с поверхностью, по которой он обкатывается, например направляющей или кулачка. Фактическая площадь контакта зависит от формы контактной поверхности (сферическая или цилиндрическая) и от нагрузки. Деформация наружного кольца, вызываемая такой ограниченной площадью контакта, меняет обычное распределение сил в подшипнике и оказывает влияние на способность воспринимать нагрузки.
Направляющие опорные ролики
Направляющие опорные ролики, узкие
базируются на радиальных шарикоподшипниках, имеют модифицированную наружную поверхность и содержат хорошо зарекомендовавшие себя уплотнения RS1, установленные с обеих сторон и заполненные литиевой смазкой.
Направляющие опорные ролики, широкие
разработаны на основе двухрядных радиально – упорных шарикоподшипников. Они снабжаются двумя полиамидными сепараторами, армированными стекловолокном, и имеют двухсторонне бесконтактные уплотнения. Защитные стальные шайбы образуют длинный уплотнительный зазор с буртом внутреннего кольца.
Восприимчивость к осевой нагрузке
Опорные ролики предназначены для восприятия преимущественно радиальных нагрузок. Любые осевые нагрузки, воздействующие на наружное кольцо, например, возникающие при движении обкатывающего подшипника по направляющей, порождают опрокидывающие моменты, которые могут сократить срок службы подшипника.
Опорные ролики высокой грузоподъемности
Опорные ролики высокой грузоподъемности представляют собой в основном игольчатые подшипники или подшипники с цилиндрическими рольками с толстостенными наружными кольцами. Они могут воспринимать большую нагрузку по сравнению с опорными роликами на база шарикоподшипников, но не могут работать с такими высокими скоростями. Ролики нельзя нагревать или промывать перед монтажом. При небольших нагрузках, низких скоростях и в чистых условиях эти ролики не требуют обслуживания. Однако, если они подвергаются воздействию влаги или твердых загрязнений, или если они работают длительное время с высокой скоростью или при температурах свыше 70оС, их следует периодически смазывать. Для того, чтобы операция смазки была проста и надежна, внутренние кольца всех опорных роликов имеют смазочное отверстие.
Выпускаются несколько типов опорных роликов. Они отличаются друг от друга главным образом способностью воспринимать осевую нагрузку (осевое направление). Опорные ролики без осевого направления требуют наличия направляющих поверхностей на сопряженных деталях, которые могут служить направляющими для наружных колец или для наружных колец в сборе с игольчатыми роликами и сепаратором.
Плавающие опорные ролики ( без осевого направления)
Поставляются как герметизированными, так и негерметизированными. Оба варианта могут поставляться как с внутренним кольцом, так и без него. Опорные ролики без внутреннего кольца являются оптимальным решением когда пальцы, шейки или валы можно закалить и прошлифовать.
Опорные ролики с осевыми направляющими
Опорные ролики с осевыми направляющими как правило являются неразборными легко устанавливаемыми узлами, особо пригодными для использования в ситуациях, где нельзя изготовить направляющие поверхности. Аксиальные усилия, возникающие в результате ошибок при установке или при работе в наклонном положении, принимаются либо свободными боковыми дисками, либо боковыми дисками, запрессованными во внутреннее кольцо, либо фланцами.
Сепараторы
Сепараторы опорных роликов изготавливаются из стали или листовой стали, иногда из полиамида армированного стекловолокном.
Указание по монтажу
Необходимо следить, чтобы смазочное отверстие внутреннего кольцо после монтажа опорного ролика находилось в ненагруженной зоне.
Опорные ролики с цапфой
Опорные ролики с цапфой представляют собой готовые к монтажу неразборные опорные ролики, у которых вместо внутреннего кольца используется жесткая цапфа (палец). Палец имеет резьбу, поэтому такие опорные ролики можно легко крепить к соответствующим деталям машин шестигранными гайками. Осевыми направляющими наружных колец служат жесткий фланец (бурт) на пальце и диск, напрессованный на палец, или комплект роликов.
Опорные ролики с цапфой выпускаются как с эксцентриковой втулкой, так и без нее. Ролики с эксцентриком можно регулировать с помощью канавки, выполненной в пальце, и так можно обеспечить оптимальное взаимодействие опорного ролика с кулачком без значительных усилий. Это, кроме того, позволяет использовать менее строгие производственные допуски на сопрягаемые детали.